О реформе образования

27.09.2017

На днях Президент подписал  закон «Об образовании», который запустил соответствующую реформу. На первый взгляд, все правильно и логично. Новая система повышения квалификации учителей позволит педагогам постоянно совершенствовать свои знания и навыки, использовать самые современные методы самообразования, даже получать премиальные за повышение квалификации. Система контроля за качеством образования должна улучшить сертификацию уровня образования школ и убрать раздутые методические кабинеты. Школам дадут больше свободы: право прозрачно распоряжаться финансами, участвовать в конкурсах на выбор директора, привлекать талантливых педагогов.

 Конечно же учителям подняли зарплату, о чем не уже отчитались перед избирателями и Гройсман, и Гриневич. 3 прожиточных минимума –  знаете ли, внушительная цифра. Вот только станет она реальностью через 5 лет после поэтапного повышения заработной платы. Не нужно быть гуру финансов, чтоб спрогнозировать, что уровень инфляции и девальвация попросту съедят долгожданные финансовые бонусы учителям.

Эти концептуальные изменения назрели давно и можно только надеяться, что они воплотятся в жизнь уже в скором времени.

Чего не скажешь об очередном языковом скандале, который разразился вокруг реформы. Новый закон, якобы, защищает интересны государственного языка. Соседи отреагировали моментально – Польша, Румыния, Греция, Венгрия, Болгария «выразили обеспокоенность» некоторыми нормами закона, которые могут навредить национальным меньшинствам.  Все эти «языковые положения» –  откровенный популизм властных структур, направленный на увеличение лояльности «проблемного» электората. В глобальном смысле украинский язык уже давно стал определяющим кодом нации, положение которого невозможно «укрепить» искусственными методами. А вот баллов в копилку международного имиджа Украины это точно не добавит –  те же венгры уже успели заявить, что «будут блокировать любые инициативы, выгодные Украине в международных организациях, в частности в ЕС».

Мало чего хорошего скажешь и про реформу старшей школы, которая может откинуть уровень нашего образования очень далеко. Главным нововведением стало увеличение срока обучения на один год. Это, по словам Гриневич, позволит запустить полноценную старшую профильную школу, где дети получат хорошие знания для подготовки к вступлению в ВУЗы. Детей предлагают мариновать 12 (!) лет в одном коллективе, в одном учреждении, с одними лидерами мнений.

Давайте признаемся честно, школа и ВУЗ сегодня –  две разные планеты. Большинство школьных программ воспитывают детей с хорошими знаниями в самых различных областях знаний. Но без достойного практического применения. В итоге мы получаем 18-летних детей без минимальных знаний финансовой грамотности, маркетинга, новых технологий –  всего того, что создает современную картину мира. Запад учит тому, что дети как можно раньше должны развить в себе профильные навыки бизнеса, науки, спорта и стать многофункциональными специалистами еще ДО поступления в ВУЗ. Мы же продолжаем оберегать наших чад, действуя по принципу «главное, чтобы человек вырос хороший».

Современный мир напрочь стер грань между «взрослыми» и «детьми». Дети учат отцов пользоваться гаджетами и программами, общаются со сверстниками с разных концов земли за доли секунды, мечтают не о покорении, а о колонизации космоса. Не нужно их жалеть и долго готовить к «взрослой жизни». Эти ребята уже дадут фору всем нам и никакие «стрессы» им не страшны. Просто не нужно им мешать, закрывая своими бюрократическими «улучшениями» в скучных унылых серых кабинетах еще на целый год.

Заместитель Главы Политического совета Партии Зеленых Украины Александр Зискин